На базе международного аэропорта "Казань" планируется создать узловой распределительный центр
29 марта 2007 года

В работе совещания приняли участие представители Аппарата Кабинета министров РТ, Министерства экономики и промышленности РТ, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, ОАО "Международный аэропорт "Казань".

Открывая совещание, Борис Павлов отметил, что аэропорт "Казань" явно не соответствует экономическому потенциалу республики. Стоит задача исправить это положение. Одним из путей решения проблемы является создание хаба на базе аэропорта.

К тому же, Правительство РФ приступило к разработке новых системных проектов, одним из которых стала стратегия развития сети федеральных аэропортов. Это связано с тем, что в последние два - три года в России наблюдается снижение прироста пассажирооборота практически на всех видах транспорта. Планируется реконструкция 24 аэропортов, в том числе 8 крупных узловых, 14 региональных федерального значения и 2 местных региональных. К наиболее значимым проектам относятся реконструкция Пулково, Шереметьево, Домодедово, Внуково, Толмачево, Кольцово и Сочи. Расходы на реализацию этих мероприятий до 2010 года составят более 490 млрд. рублей.

Основная проблема воздушных маршрутных сетей России на данный момент, по мнению многих специалистов, - это огромный "перекос" в сторону центра. Воздушная связь между отдаленными регионами осуществляется лишь через "перевалочные пункты" в Москве или Санкт-Петербурге. Такая география полетов отсекает значительную долю потенциальных пассажиров.

Сейчас в год вся отрасль в нашей стране перевозит 27 млн. пассажиров, а, например, в США - более 600 млн.

Мировая практика показала, что создание хабов - наиболее эффективный способ формирования широкой маршрутной сети, высокой частоты сообщения при минимальных издержках и рисках недозагрузки. Создание распределительных центров - это альтернатива существовавшей когда-то в Советском Союзе системе авиасообщений по принципу "каждый с каждым".

В Республике Татарстан есть все предпосылки для создания хаба на базе ОАО "Международный аэропорт "Казань". Аэропорт имеет важное значение в качестве удобного транзитного аэропорта для самолетов, выполняющих авиарейсы из регионов Сибири и Дальнего Востока, а также Средней Азии в центральные и южные регионы России, Украину, Белоруссию, Прибалтику, а также в страны Западной Европы.

Однако, чтобы полностью соответствовать требованиям такого вида узлового распределительного центра, аэропорту "Казань" необходимо проведение реконструкции аэровокзального комплекса с разделением на зоны по обслуживанию внутренних и международных авиалиний с пропускной способностью не менее 1500 человек в час, которые будут включать в себя развитую инфраструктуру, транзитные зоны обслуживания пассажиров, необходимых для авиакомпаний, выполняющих транзитные перелеты через международный аэропорт "Казань".

Для развития грузового хаба необходимо провести реконструкцию грузового комплекса с закрытой и открытой эстакадами и необходимыми погрузочно - разгрузочными механизмами, причем необходима близость складов временного хранения, железнодорожной ветки и наличие автомобильной трасы федерального значения.

Одним из основных факторов успеха аэропорта "Казань" в качестве полноценного хаба является также наличие сильного базового перевозчика с развитой сетью маршрутов, системой стыковок в базовом аэропорту, наличием интерлайн соглашений, линий совместной эксплуатации.

На совещании было принято решение разработать инвестиционный проект создания хаба на базе аэропорта "Казань".

Хабы - это узловые распределительные центры, которые служат для того, чтобы пассажирские потоки, стекаясь в одну точку и перераспределяясь там, расходились дальше по множеству направлений. При построении таких распределительных схем учитывается географическая направленность и мощность потоков. Цель создания хабов - концентрация пассажиропотоков в узле, которая позволяет повысить рентабельность перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов. Такое расписание еще называют "веерным".

Существует американская схема, согласно которой хаб - это аэропорт, осуществляющий 1% от общих взлетов-посадок внутри страны, что соответствует для США примерно 7 млн. пассажиров в год. В Европе хабом считается аэропорт, перевозящий любое количество пассажиров, но имеющий так называемый "волновой" прилет и отлет.

В стратегии развития сети федеральных аэропортов России основное внимание сегодня уделено созданию хабов - крупных транспортных транзитных авиаузлов, в которых происходит основной объем пересадок с рейса на рейс. Одним из условий возникновения хаба должна стать высокая плотность производства и населения в прилегающих регионах, а также развитость региональной транспортной инфраструктуры.

Все города, где могут возникнуть хабы, должны располагаться на перекрестках наземных магистралей, водных путей и перспективных международных воздушных коридоров. Особенностью полноразмерного хаба является превалирующее количество транзитных пассажиров, минимальное время транзита, удобная связь с городом (автомобильная, железнодорожная или метро), автоматическая система обработки багажа, высокий уровень обслуживания пассажиров.

"Интертат", Евгения Газизова